СПОНТИНИ

СПОНТИНИ
, Гаспаро Луиджи Пачифико (позднее возведен был папой в звание графа ди Сант-Андреа), один из наиболее выдающихся итал. оперных композиторов, род. 14 нояб. 1774 в Майолати (область Анкона), ум. 14 янв. 1851 там же; сын простых поселян, С. не встретил со стороны родителей поощрения своим музык. склонностям. Отданный своему дяде, священнику в Иези для подготовки к духовному званию, С. бежал от него к другому своему родственнику, который дал ему возможность обучаться музыке. После примирения с родителями С. получил разрешение посвятить себя музыке; сперва он учился у лучших музыкантов своего города, а 1791 принят был в консерв. "della Pietà" в Неаполе, где был учеником Сала и Тритто. 1796 С. тайно покинул консерваторию, чтобы написать, по предложению директора театра Argentina в Риме, Сиджизмонди, оперу: "I puntigli della donne"; хороший успех этой оперы побудил Пиччини, по возвращении С., принять его в число своих учеников. Написав под его руководством несколько опер для Рима, Флоренции и Неаполя, С. последовал 1800 приглашению неаполитанского двора, бежавшего от французов в Палермо и отправился, после краткого пребывания в Риме, Венеции, Палермо и Марсели, – 1803 в Париж. Здесь С. сначала давал уроки музыки и 1804 поставил в итал. опере свою, уже исполнявшуюся в Неаполе, "Pinta filosofa"; успех был умеренный. Следующая его опера "Julie" ("Цветочный горшок", партитура гравирована) имела также мало успеха (1805), а третья несколько скабрезная опера: "La petite maison" (1804) была освистана и не могла быть исполнена до конца. Еще в том же году судьба С. изменилась, так как он познакомился с поэтом Жуи, который отдал ему либретто оперы "La vestale", от которого отказался Керубини; до постановки этого произведения он подготовил себе дорогу более маленьким произведением того же поэта: "Milton", которое встретило хороший прием в театре Feydeau. Тем временем С. извлек пользу из критики своих противников и углубил свой стиль, раньше приближавшийся к стилю Гульельми и Чимарозы. Покровительство императрицы Жозефины, капельмейстером коей С. сделался, оказала ему сильную поддержку. Положение его при дворе упрочилось еще благодаря кантате "Eccelsa gara", написанной к празднеству победы Наполеона при Аустерлице. Но сочинение "Весталки" длилось дольше, чем предполагал сам С; выработка совершенно нового стиля, более выразительного, правдивого, серьезного, величавого давалась композитору не легко, так что лишь 15 дек. 1807 могло произойти первое представление этой оперы, доставившее ему истинный триумф и сразу давшее С. высокое положение в музык. мире. Произведение С. получило, по единогласному присуждению Мегюля, Госсека и Гретри, большую оперную премию, назначенную Наполеоном и выдаваемую через каждые 10 лет, причем опера С. оказалась победительницей "Бардов" Ле-Сюёра. Второй такойже удачей была его следующая опера "Фердинанд Кортез" (1809). С этих пор С. сделался авторитетом в оперном деле. Вскоре затем он женился на племяннице Себ. Эрара, дочери Ж. Бат. Эрара, с которой был очень счастлив. 1810 С. сделался директором Итал. оперы (Théâtre de l'Impératrice) и впервые поставил в Париже "Дон Жуана" Моцарта в его оригинальном виде. Денежные недоразумения, которые несправедливо приписали управлению С., привели уже 1812 к его увольнению; правда он должен был 1814 (после реставрации Людовика XVIII) получить привилегию на Théâtre italien, но отказался от этого в пользу г-жи Каталани, которая просила о том же и заплатила ему отступного. Людовик XVIII назначил С. придв. капельмейстером с пенсией в 2000 фр. С. написал несколько опер по случаю празднования реставрации ("Pélage ou le roi et la paix" 1814; "Les dieux rivaux", вместе с Персюи, Бертоном и Крейцером, 1816), несколько новых номеров к "Данаидам" Сальери, которые доставили этому произведению интерес новизны (1817), а 1819 третью из своих знаменитых опер: "Olympie". Произведение это имело лишь так назыв. "succès d'éstime". 1820 С., по приглашению короля Фридр. Вильгельма III, занял должности придв. композитора и главного капельмейстера в Берлине. Его оперы исполнялись здесь уже и раньше; блестящее доказательство своих дирижерских способностей он дал при постановке "Olympia", с которой начал свою деятельность. Затем последовали пьеса "Лалла Рук" (1821), вскоре переделанная в оперу "Nurmahal oder das Rosenfest in Kaschmir" и после продолжительного путешествия в Италию, "Alcidor" (1825) и "Agnes von Hohenstaufen" (1827). Тем временем проявились неприятные стороны характера С. Безграничное властолюбие и большое самомнение приводили его неоднократно к злоупотреблению своим служебным положением и приобретали ему все более и более врагов; вспыльчивость и неосторожность чуть не привели его даже к тюремному заключению. Берлинская деятельность С. кончилась самым печальным образом: возбужденная и ненавидевшая его публика заставила его, во время представления "Дон-Жуана" (2 апр. 1841) своим не прекращавшимся шумом оставить дирижерский пульт. С. был уволен в отставку с сохранением званий и содержания. 1842 С. покинул Берлин и жил в последствии большей частью в Париже; но писать он больше не мог и чувство испытанного унижения не покидало его никогда. В последние годы жизни он оглох и страдал ослаблением памяти. В надежде поправить свое здоровье он отправился в Италию и под конец в место своего рождения – Майолати, где и умер на руках у жены. Биографические очерки С. написали Loménie ( "Un homme de rien", 1841), Öttinger (1843), Montanari (1851), Raoul-Rochette (1852), Ph. Spitta: "S. in Berlin" ("Zur Musik" 1892) и C. Robert "C. L. P. S." (1883).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СПОНТИНИ" в других словарях:

  • Спонтини — Спонтини, Гаспаре Гаспаре Луиджи Пачифико Спонтини (итал. Gaspare Luigi Pacifico Spontini; 14 ноября 1774, Майолати, провинция Анкона  24 января 1851, там же)  итальянский композитор, ав …   Википедия

  • Спонтини Г. —         (Spontini) Гаспape Луиджи Пасифико (14 XI 1774, Майолати Спонтини, пров. Анкона 24 I 1851, там же) итал. композитор. Чл. Прусской (1833) и Парижской (1839) академий иск в. Происходил из крестьян. Первоначальное муз. образование получил в… …   Музыкальная энциклопедия

  • СПОНТИНИ (Spontini) Гаспаре — (1774 1851) итальянский композитор. В 1803 20 работал в Париже, в 1820 41 в Берлине. Его торжественно монументальные оперы (лучшая Весталка , 1805) способствовали формированию жанра большой оперы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Спонтини Гаспаре Луиджи Пачифико — Спонтини (Spontini) Гаспаре Луиджи Пачифико (14.11.1774, Майолати, провинция Анкона, ‒ 24.1.1851, там же), итальянский композитор. Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств. Дебютировал как оперный композитор в 1796 в Риме, после… …   Большая советская энциклопедия

  • Спонтини, Гаспаре — Гаспаре Луиджи Пачифико Спонтини итал. Gaspare Luigi Pacifico Spontini …   Википедия

  • Спонтини Гаспаре — (Spontini) (1774 1851), итальянский композитор. В 1803 20 работал в Париже, в 1820 41  в Берлине. Его торжественно монументальные оперы (лучшая  «Весталка», 1805) способствовали формированию жанра большой оперы. * * * СПОНТИНИ Гаспаре СПОНТИНИ… …   Энциклопедический словарь

  • Спонтини — (Spontini)         Гаспаре Луиджи Пачифико (14.11.1774, Майолати, провинция Анкона, 24.1.1851, там же), итальянский композитор. Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств. Дебютировал как оперный композитор в 1796 в Риме, после… …   Большая советская энциклопедия

  • Спонтини — I (Gasparo Spontini) итальянский композитор (1774 1851). Музыкальное образование получил в Неаполе под руководством Чимарозы. В 1796 г. написал комическую оперу La Puntiglie delle Donne , поставленную в Риме с огромным успехом, и затем еще 14… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Спонтини Г. — СПОНТИ́НИ (Spontini) Гаспаре (1774–1851), итал. композитор. В 1803–20 работал в Париже, в 1820–41 в Берлине. Его торжеств. монументальные оперы (ок. 20; лучшая – Весталка , 1805) способствовали формированию жанра франц.… …   Биографический словарь

  • Спонтини (дополнение к статье) — (Gasparo) итальянский композитор; см. Montanari, G. S. (1851); Ph. Spitta, S. in Berlin ( Zur Musik , 1892); С. Robert, G. S. (1883); W. Altman, S. an der Berliner Oper (1903) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»